Блог

«Всё, что ни делается – всё к лучшему». История Тома Диксона

«Всё, что ни делается – всё к лучшему». История Тома Диксона

В жизни так бывает, что некоторые вещи происходят для нас неожиданно. Мы их не ждём, но они случаются. И радикально меняют всё. Нельзя быть застрахованным ни от чего, но нужно стараться искать выход из любой ситуации. Дизайнерский мир бы не знал имени Тома Диксона, если бы не одна роковая случайность, которую без преуменьшения можно назвать трагической. Но обо всём по-порядку.



«Честно говоря, я не могу припомнить, чтобы я когда-либо хотел стать дизайнером», — Том Диксон


Родившись в 1959 году в городе Сфакс, в Тунисе, в возрасте четырёх лет маленький Том вместе с семьёй покидает тёплую Северную Африку чтобы переселиться в совсем другое место. Свой новый дом семья Диксонов находит в Англии. Юные годы молодого англичанина, пришедшиеся на начало 80-х, мало отличались от того, чем занимала себя остальная молодёжь в те годы: опасные развлечения, рок-н-ролл, и настоящая страсть к мотоциклам были тогда спутниками будущего дизайнера.

Вспомните себя в эти годы — мы казались себе неуязвимыми и думали, что будем жить вечно. Том посещает художественную школу в Челси и не особо задумывается о своём будущем, пока легкомысленный образ жизни не приводит его к трагедии — Том разбивается на мотоцикле. Проведя три месяца в больничной палате, он не спешит возвращаться в стены alma-mater, откуда не самого прилежного ученика уже успели отчислить, а находит себе новое увлечение. В течение следующей пары лет Том Диксон зарабатывает на жизнь игрой на бас-гитаре в группе Funkapolitan. После того, как молодой человек, казалось бы, нашедший свой путь в жизни, определяется с постоянным занятием, судьба наносит ему новый удар. Вторая авария и перелом руки ставят крест на его карьере музыканта.



«…первая авария закончила мое кратковременное обучение в художественной школе… вторая закончила мою карьеру музыканта. Обе были мотоциклетными авариями, обе толкнули меня к новому виду деятельности и дали мне время на осознание моего дальнейшего пути», — Том Диксон


Выйдя из больницы, Том начинает делать свои первые шаги в дизайне. В своих интервью Диксон говорит, что никогда не считал проблемой отсутствие у себя профильного образования — скорее наоборот, незамутнённые шаблонами глаза позволяли ему находить новые формы и те, решения, которые никто не использовал до него.

из 4

Ещё в пору занятий музыкой Том начинает свои первые эксперименты с металлом и сваркой. Технике сварки Диксона обучил знакомый, причём, по словам Тома — всего за один урок. Свободное время между репетициями и концертами дизайнер посвящает попыткам превратить добытый металлолом, которым был полон Лондон тех лет, во что-то более презентабельное.



«Я был немедленно пленён сваркой. Это полностью соответствовало моей нетерпеливости, позволяя мне создавать, разрушать, приспосабливать и моментально переделывать конструкции. Когда люди начали покупать это, я понял, что открыл новую форму алхимии. Я превращал кусок металла в золото», — Том Диксон


В 1985 году Том Диксон открывает свою первую студию, которой даёт название «Creative Salvage» («Творческий Утиль»). В ней он занимается изготовлением дизайнерских светильников и мебели из вторичного сырья. Каждый предмет создаётся в единичном экземпляре или ограниченной партией. Сознательное пренебрежение совершенством отделки является характерной чертой этого творческого периода в биографии Тома. Созданный в 1987 году кухонный стул Kitchen chair и созданный годом позже стул S — типичные примеры работ Диксона конца 80-х годов.

Активная деятельность начинающего дизайнера не остаётся без внимания. О мастерской Диксона начинают говорить всё чаще, на его работы приходят посмотреть всё более искушённые ценители. Вскоре происходит судьбоносное знакомство Тома с Джулио Каппеллини (Giulio Cappellini) — итальянским гуру дизайна, чьи заслуги признаны на мировом уровне. При его поддержке в 1989 году Том запускает в производство стул S chair, который в тот же год становится экспонатом Музея современного искусства в Нью-Йорке.


«Ключевой момент, возможно, настал в миланском аэропорту в январе 1989, когда меня встретил шофёр из CAPPELLINI с табличкой, на которой было написано „Mr. Dixon“, в руках», — Том Диксон


из 4

С началом 90-х внимание Диксона всё больше начинает привлекать пластмасса. В 1994 году Том основал новую компанию EUROLOUNGE, первым произведённым продуктом которой стал «sitting, stacking, lighting thing» светильник Jack Light, который в 1997 году получил награду Millennium Mark Award и вскоре пополнил экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея современного искусства в Сан-Франциско.

Чтобы иметь возможность оказывать поддержку EUROLOUNGE, Диксон занимает пост креативного директора лондонской Habitat — международной сети элитных интерьерных магазинов. Формат статусной мебели для обеспеченных клиентов диктовал к дизайну свои требования, которые тяготили Тома. Его всегда тянуло к экспериментам, поэтому многие критики и специалисты сферы дизайна считали такое назначение Диксона спорным, но Том шёл наперекор всем, создавая всё новые и новые дизайнерские вещи.

Вместе с дизайнерскими навыками Тома развивается и его карьера. В 2001 году он основывает компанию, носящую его собственное имя. В 2004 году Диксон назначен арт-директором компании Artek, став также совладельцем этого крупного финского производителя мебели, основанного Алваром Аалто еще в 1934 году. Кроме того, Том Диксон является также руководителем фонда Bombay Sapphire, постоянного спонсора новаторских идей в области дизайна и организатора конкурса бокалов BOMBAY SAPPHIRE DESIGNER GLASS COMPETITION. При поддержке фонда было создан один из самых амбициозных проектов Диксона — диван Bombay Sapphire Stretch — самый длинный в мире диван, длина которого составляет 45 м. Диван был выставлен в Миланском аэропорту в дни, когда в Милане проходила знаменитая мебельная выставка i Saloni Milano.

из 5


«Я считаю, что я только-только становлюсь на ноги как дизайнер, я хочу создать ещё много вещей, которыми не занимался до сих пор: здания и мотоциклы, книги и ландшафтные проекты, продукты питания и дискотеки».


Творческие заслуги Тома Диксона были оценены по достоинству: в 2001 году он награждается орденом Британской империи, а в 2007 году получает награду Best Retail Design.

Биография этого человека показывает нам, что каждая трудность может таить в себе скрытую возможность. Важно верить, что «всё, что ни делается — всё к лучшему», или, цитируя известный роман «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

В 2014 году Том Диксон получил звание дизайнера года на парижской выставке maison&objet.

Подборка популярных товаров