Где бы он ни появился, стол по праву занимает центральное место. Кухню легко представить без кресел, гостиную — без книжного шкафа, кабинет — без буфета. А вот без стола, согласитесь, трудно. Круглые и прямоугольные, на одной или нескольких ножках, эти незаменимые помощники человека последовали за ним в повседневную жизнь из древности.
По всей видимости, первые столы появились в Египте во времена фараонов. Тогда же и возникло разделение их на два основных вида — рабочий и обеденный. Разнообразно эволюционируя и варьируя формы, виды эти и в наши дни различаются по существу, образуют как бы два полюса, две крайности, остающиеся, однако, взаимосвязанными и тяготеющие друг к другу.
Рабочий стол Хеопса и Тутанхамона был довольно примитивен: доска со складными ножками. Правда, благодаря простоте его легко было перемещать с места на место. Стол для приема пищи относительно невелик, с круглой столешницей на единственной округлой ножке. Последняя форма оказалась особенно удачной и, пройдя испытание тысячелетиями, доказала свою жизнеспособность — подобные столы, эти без преувеличения наследники фараонов, сосуществуют бок о бок с нами в нашем доме.
Античные греки чаще всего использовали столы на трех ножках. И эта форма, хотя и гораздо реже встречающаяся, известна современности. Но гораздо более впечатляющ вклад Эллады в мебельную стилистику и эстетику: столы той эпохи — из мрамора, бронзы, дерева — были, как можно судить по дошедшим до нас изображениям на драгоценных краснофигурных вазах, настоящими шедеврами прикладного искусства. За приземистыми столами возлежали, пируя и беседуя, Сократ и Платон, Ликург и Александр Македонский.
Прием пищи всегда имел для человека сакральное значение. Но наибольшее внимание этой стороне жизни уделило христианство. Не забудем, что Тайная вечеря происходила за столом (по крайней мере, так представляли ее себе многие, в том числе и великий Леонардо да Винчи). Вот откуда в обиходе христианской Европы возникли обычаи всякий раз молиться перед обедом, воздерживаться за едой от сквернословия, даже попросту от суетного разговора («когда я ем, я глух и нем»), упираться локтями в столешницу, не говоря уже о совершенно неприемлемой с точки зрения и религиозного, и светского этикета манере класть на стол ноги!
На Руси столы известны приблизительно с Х века. Странно, что в крестьянских домах они первоначально были глинобитными, врытыми в землю. Привычка делать переносные столы из разнообразных пород древесины, которой изобиловали тогда восточнославянские земли («деревня» — типичное название славяно-русского поселения), возникла, однако, позднее. А вот само слово «стол» существовало издревле. Древнерусское по своему происхождению, оно обозначало то, что сегодня мы именуем престолом, — трон, княжение. Слово «столица» произошло от него же, подчеркивая центральное положение великокняжеского или царского города в кругу прочих городов и весей, словно массивного стола в расписной трапезной палате кого-нибудь из Рюриковичей.
В эпоху Возрождения столам возвратилось их былое, казалось бы, навсегда утраченное вместе с античной культурой изящество. Новое время (особенно XVII и XVIII столетия) с его постепенно возведенной в абсолют утонченностью породило новые подвиды рабочей и обеденной мебели. Так, в 1683 году в Европе началось повальное увлечение кофе (300 мешков, захваченных у турок, потребовал тогда себе в награду ловкий купец и один из основоположников коммерческой рекламы Юрий-Франц Кульчицкий, приведший подкрепление в осажденную Вену; он же первым добавил в экзотический восточный напиток сахар и молоко, изобрел рогалик), что немедленно вызвало к жизни хорошо нам знакомый кофейный столик.
В домах европейской знати устраивались кабинеты, для которых тут же понадобились письменные столы.
Возникли и распространились повсеместно «настольные игры» — от карт (треугольные и даже пятиугольные столы, в зависимости от количества игроков) до бильярда. Были изобретены отдельный от обеденного сервировочный стол, элегантные туалетные столики и так называемые жардиньерки — подставки для цветов, выполнявшие каждый свою особую функцию в гостиной или в будуаре. Со временем формы столов усложнялись и упрощались в зависимости от выполняемых функций и, конечно же, от непостоянной моды. В наши дни частым стало сочетание при изготовлении мебели различных материалов — стекла и металла, камня и пластика. Но классическим материалом для стола, как в Древнем Египте, все же было и остается дерево.
В Национальном музее Республики Татарстан в Казани бережно сохраняется оригинальный письменный стол Гавриила Романовича Державина. В последние годы жизни поэту тяжело стало ходить, и специально для него изготовили столешницу, трансформировавшуюся в грифельную доску, на которой можно было писать, как он любил, — мелом. За этим столом создателя оды «Бог» нашли мертвым 8 (20) июля 1816 года. На доске были начертаны последние стихи Державина:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Думается, однако, что русский классик не совсем прав: создания рук человеческих и впрямь скоропреходящи, однако бессмертны порождающие их идеи. Одной из таких универсальных идей, безусловно, является идея стола, о которой некогда говорил своим сотрапезникам Платон, иллюстрируя этим наглядным и удобопонятным примером свою философскую концепцию. Она будет жива до тех пор, пока, по выражению Достоевского, человечество не изменится физически.
Пережив изобретателей с берегов Нила, столы сохранили заложенную в них на века идею и со временем только еще более упрочили свое значение в нашем жилище. Не только в столовых комнатах, названных так, между прочим, в их честь, но и в истории человеческой культуры они занимают почетное место, ничуть не менее важное, чем гигантские пирамиды Гизы.