Среди разнообразной мебели, торгуемой на необозримых просторах интернета, можно найти все что душе угодно, в том числе и несколько разного вида кресел, носящих громкое имя французского кардинала, вот уже скоро 200 лет как широко известное благодаря роману Александра Дюма-отца о трех мушкетерах.
Едва ли, однако, дизайн «под старину» конкретно этого предмета меблировки может претендовать на историческое правдоподобие. Да и название кресла — всего лишь дань устоявшейся модной конъюнктуре, требующей чего-нибудь «пофранцузистей» и не видящей особой разницы между «Ришелье» и, допустим, «оливье».
Но означает ли это, что имя кардинала в принципе не может быть связано с каким-либо креслом? Вовсе нет! «Кресло Ришелье» существовало. Более того, стояло в кабинете кардинала, хотя сам он в него предпочитал не садиться.
Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришельё (именно так, с буквой Ё на конце и следует писать его вторую фамилию) не был каким-то сверхъестественным душегубом и кровопийцей. Он был политиком своего кровавого времени. Прозвище же Красный кардинал ему дали для отличия от Франсуа Леклера дю Трамбле, более известного как отец Жозеф, по цвету носимой им рясы монаха капуцинского ордена прозванного Серым кардиналом (прозвище это впоследствии сделалось нарицательным).
Любой политик — амбициозный человек. Но как возвыситься над окружающими, не тратя силы и время на суровую жизнь духовного подвижника? Наш герой решил вопрос буквально, поставив у себя в кабинете специальное кресло для гостей, оказавшись в котором любой посетитель, будь он союзником или политическим противником кардинала, поневоле чувствовал свое ничтожество.
Сиденье было сконструировано таким образом, что садившийся либо соскальзывал вниз, либо, усаживаясь и ерзая на самом краешке, испытывал одновременно и физическое и психологическое неудобство, терялся и позволял хозяину кабинета безраздельно доминировать в разговоре. Отказаться же от приглашения присесть значило проявить неучтивость, а давать вспыльчивому кардиналу предлог для неудовольствия могло быть смертельно опасно.
Сам же Ришельё располагался в удобном начальственно-высоком кресле. Так что при большом желании можно, конечно, оправдать присвоение его имени мягкой мебели — за любовь кардинала к личному комфорту. И все-таки имя это ассоциируется у нас в первую очередь с иными, отнюдь не мягкими, человеческими свойствами, которые, однако, предельно точно символизирует именно что историческое, инквизиторское «кресло Ришельё».
Aвтор: Максим Лаврентьев