Пуф или, как его привыкли ласково называть в России, пуфик, – гость, прибывший в наш дом из глубокой древности. Родина его – благодатная Азия с ее извечной тягой к наслаждениям и утонченными представлениями о роскоши. Из Ассирии и Вавилона предки нашего пуфика проникли в Египет, а оттуда, при царице Клеопатре, покорившей мужественные сердца Юлия Цезаря и Марка Антония, – в Рим, тогдашнюю столицу цивилизованного мира, где они сделались атрибутом императорских дворцов и патрицианских вилл.
Грубые и жестокие варвары, покорившие Западную Европу, поначалу с удовольствием пользовались удобствами уходящей в прошлое античной культуры, но затем распространившееся среди них католичество, борясь с пережитками ненавистных ему языческих культов, начало драконовскими методами насаждать умеренность и аскезу. Наступили Темные века, когда наряду с мраморными статуями римских богов и бесценными краснофигурными греческими вазами гонению фанатиков также подверглись безобидные предметы меблировки. В архитектуре возобладал суровый романский стиль, на смену ему явилась пламенеющая готика – острые шпили соборов взметнулись в небо, подобно кострам инквизиции. А место мягких пуфиков в рыцарских замках заняли деревянные скамьи с прямыми спинками; их целью было каждую секунду напоминать сидящим о том, что земная жизнь – это страдание, и даже праведник сможет расслабиться и отдохнуть лишь в раю.
Даже эпоха Возрождения не сразу изменила домашние вкусы европейцев. Только на рубеже семнадцатого столетия в аристократических жилищах вновь появились, частью опять позаимствованные с Востока, частью же новоизобретенные пуфы. Особенное распространение, как и свое современное название – звукоподражательное «pouf», они получили во Франции во время правления Людовика XVI, прозванного за свою слабость к блеску и роскоши «королем-солнце». Согласно дворцовому этикету, в присутствии государя, сидящего в кресле, которое слуги носили за ним повсюду, его подданные обязаны были стоять. Исключение делалось для особо приближенных – в каждом парадном покое Версаля для них были предусмотрительно расставлены пуфы.
Пуфик нового времени – универсальный символ достатка и комфорта, он подчеркивает изящество домашней обстановки и характеризует своего владельца как человека со вкусом. Компактные пуфы самого разнообразного вида, круглые и квадратные, с жестким каркасом внутри и без каркаса, обшитые дорогими и не очень дорогими тканями, из аристократического салона расселились в спальню, в прихожую, на кухню современной квартиры, удобно устроились в стильных офисах, в кафе с неординарным, не «общепитовским» дизайном.
Несмотря на широкое распространение, пуфики «держат марку»: владелец такой мебели не рискует показаться неотесанным человеком Средневековья. К тому же лучшие изделия, выполненные вручную с пользованием высококачественных материалов, надолго сохраняют первоначальный вид. Некоторые из них, выполняя свою основную функцию, могут служить еще и приставными столиками.
Для тех, кто, помимо функциональности мебели, интересуется вопросами истории и эстетики, пуф послужит очень точным ориентиром как элемент интерьера, оформленного в одном из многочисленных этностилей. Причем пуфик отлично впишется не только в ориентальную, но и, например, в скандинавскую гостиную. Завсегдатай дворца, он уместен и в богемно-индустриальном «чердачном» стиле лофт.
Практиковавшееся три столетия назад украшение пуфа драгоценными камнями теперь неактуально – на смену версальской помпезности давно пришла демократичность, одним из наиболее удачных воплощений которой стало оформление мебели в стиле пэчворк, технике шитья из лоскутков.
И все-таки пуфик был и остается перлом в любом декоре, это фаворит в свите короля.